Форум » Вопросы... » Как писать вопросы для "Что? Где? Когда?" Тема 1. Аксиомы » Ответить

Как писать вопросы для "Что? Где? Когда?" Тема 1. Аксиомы

Петрович: Лекции Александра Левитаса Аксиомы вопросника

Ответов - 17

Петрович: Аксиома №1: ЧГК – это состязание интеллектов, а не знаний Меряться знаниями глупо. Брокгауза с Эфроном всё равно не переплюнешь, а Google всегда сможет правильно ответить на большее количество вопросов на знание, нежели команда чемпионов мира. Куда интереснее состязаться в логике, гибкости мышления, способности к нетривиальным ассоциациям и т.п.

kav0505: Петрович пишет: Меряться знаниями глупо. Брокгауза с Эфроном всё равно не переплюнешь, а Google всегда сможет правильно ответить на большее количество вопросов на знание, нежели команда чемпионов мира. Куда интереснее состязаться в логике, гибкости мышления, способности к нетривиальным ассоциациям и т.п. Ну это точнейшая мысль !!!! По мере своих сил стараюсь следовать этому правилу, хотя не всегда получается... Даже спустя годы.

Петрович: Аксиома №2: ЧГК – это игра, в которую играют ради удовольствия А иначе – зачем? Конечно, есть несколько команд, сделавших "Что? Где? Когда?" своей профессией, но узок их круг и страшно далеки они от народа. Большинство знатоков играет ради кайфа и адреналина.


Петрович: Аксиома №3: Радует только игра, исход которой не предрешён Кто захочет играть, будучи полностью уверенным, что проиграет? Не знаю. Во всяком случае, не я. А точно зная заранее, что выиграет? Возможно, кто-то и захочет, если он любит получать кубки и медали. Но много ли радости приносит такая игра? Куда больший кайф – биться в полную силу, до последнего момента не зная, удастся ли тебе выиграть на этот раз.

Петрович: Аксиома №4: Радует только игра, исход которой зависит от тебя Даже в казино, где выигрыш и проигрыш зависят только от везения, тебе и то дают возможность повлиять на исход игры – выбрать, на какой номер рулетки поставить, снять колоду и т.п. Иначе было бы неинтересно играть. А уж в интеллектуальные игры – тем более.

Петрович: Аксиома №5: Радует только игра против равного противника Потому что игра против существенно более слабого противника – избиение младенцев, а против существенно более сильного – сизифов труд. И в обоих случаях исход игры предрешён заранее.

Петрович: Аксиома №6: Каждый вопрос ЧГК – отдельная маленькая игра Именно поэтому слабые команды участвуют в турнирах вместе с сильными, детские – вместе с взрослыми. Да, они знают, что первого места им не видать, что макро-игра ими заранее проиграна – но зато они отыграют 30, 40 или 60 микро-игр и смогут выиграть некоторые из них. не полностью согласен в сравнении: "детские/взрослые" - у взрослых жизненный опыт, но он компенсируется тем что у деней быстрее реакция и "свободнее" мышление, а если ещё у детской команды будет игровой опыт, а у взрослых нет - то взрослые проиграют в 3 случаях из 4

Петрович: Аксиома №7: В ЧГК команда играет против вопроса На турнире команда старается обойти своих соперников. Однако в каждой микро-игре, стараясь взять тот или иной вопрос, команда играет не против других команд, а против автора вопроса. Или, вернее, против самого вопроса.

Петрович: Аксиома №8: Задача вопросника – быть "равным противником" Эта аксиома, по сути – сумма всех предыдущих. Задача вопросника в "Что? Где? Когда?" – дать командам вопросы, которые будут для знатоков "равными противниками". Такие вопросы, чтобы каждая команда имела шанс взять каждый из них, если сумеет сыграть в полную силу – но именно шанс, а не гарантию. Из этих аксиом следуют несколько принципов, соответствие или несоответствие которым, отличает хороший вопрос от плохого, красивый от некрасивого, профессиональный от непрофессионального: to be continued...

Петрович: Из этих аксиом следуют несколько принципов, соответствие или несоответствие которым, отличает хороший вопрос от плохого, красивый от некрасивого, профессиональный от непрофессионального: Принцип №1: Вопрос должен браться головой Ответ на вопрос должен следовать из самого вопроса. Вопросы, ответы на которые можно только знать или не знать, равно как и угадайки вроде игры в рулетку, тут непригодны. "Каков атомный вес циркония?" или "В какой руке у меня монетка?" – это не плохие вопросы ЧГК, это вообще не вопросы ЧГК.

Петрович: Принцип №2: Вопрос должен быть един для всех Ни одна из команд не должна иметь априорного преимущества перед другими, вне зависимости от того, из какого она города, какие книги читают игроки и как они любят проводить досуг. На "межгороде" не задают вопросы по истории Москвы, на межфакультетском турнире – на знание физики. Вопросы "только для преферансистов" или "только для меломанов" неуместны вообще.

Петрович: Принцип №3: Вопрос должен браться на основе общих знаний Если для ответа на вопрос нужно обладать каким-то экзотическим знанием вроде сленга футбольных болельщиков, это однозначно плохой вопрос. Всеми сведениями, необходимыми для взятия вопроса, должны обладать все команды. Если в этом нет уверенности, лучше ввести эти сведения в текст вопроса.

Петрович: Принцип №4: Ответ должен однозначно следовать из вопроса Вопрос не должен быть угадайкой, когда команде приходится выбирать среди нескольких равноценных версий правильную, подбрасывая монетку. В случае, когда возможно появление нескольких версий, одинаково отвечающих всем условиям вопроса, автор должен ввести отсечку, позволяющую выбрать правильный ответ.

Петрович: Принцип №5: Вопрос не должен браться "от фонаря" Вопрос не должен ставиться в такой форме, когда ответ можно просто угадать, поскольку вариантов выбора – кот наплакал. Нельзя заканчивать вопросы фразами наподобие "Назовите этого великого русского поэта", "В какой цвет её должны были покрасить?", "А направо или налево?" – эти вопросы можно взять случайно, "от фонаря", просто угадав ответ.

Петрович: Принцип №6: Команда отвечает на тот вопрос, который задали среди знатоков нет телепатов. Игроки отвечают на то, что спросил автор, а не на то, что он хотел спросить, подразумевал, имел в виду и т.п. Если автор небрежно сформулировал вопрос и в результате получил ответ, соответствующий всем пунктам вопроса, но отличающийся от авторского – это проблема автора, а не игроков.

Петрович: Принцип №7: Вопрос должен строиться на интересной фактуре Информация, содержащаяся в комплексе "вопрос + ответ + комментарий", должна быть либо интересной, либо, как минимум, забавной. Это может быть какая-то занятная история, необычный факт, изящная шутка, легенда, анекдот, нетривиально решённая задача, цитата или что-то ещё – главное, чтобы это была интересная информация.

Петрович: Принцип №8: Тема для вопроса должна быть незаезженной Вопросы по фильму "Джентльмены удачи", книге "12 стульев" или песне "В лесу родилась ёлочка" уже утомили всех и вся. Если по какой-то фактуре уже задавались 100 вопросов, Вам едва ли удастся выжать из неё ещё и 101-й вопрос, который будет так же приятно играть, как и первый. Куда лучше будет поискать другую фактуру.



полная версия страницы